Чем дальше – тем страшнее: почти заброшенная дорога Братск – Кодинск

Michael Vasyov
10 июн
Эта дорога между двумя полноценными городами, между эпохальными стройками легендарных ГЭС на Ангаре. Но сейчас она в очень плачевном состоянии, и проехать по ней — это уже настоящий экстрим!

Самая убитая дорога в стране!

Еще в 2015-м году участники российского движения «Дорожная инспекция» определили самую «убитую» дорогу в стране. Таким званием они наградили направление из города Братска Иркутской области — в город Кодинск Красноярского края. 309 километров можно было проехать почти за 7 часов. Часть дороги Братск-Кодинск была сделана из дорожных плит. Остальная часть дороги это разбитый асфальт, либо сплошные ямы без какого-либо покрытия.

История

Думаю, каждый, кто хоть раз проехал по этой дороге, запомнил ее на всю жизнь. Такая она «живописная» мягко говоря. Несколько раз в год катаюсь по ней из Кодинска в Братск и обратно на своем Аутбэке, навестить родителей, встретиться с друзьями... А живописная безлюдная и почти заброшенная дорога в начале осени еще и, оказывается, весьма и весьма красива!

Братск-Кодинск. 339 км. Вначале это было направление через тайгу с крюком до еще одной знаменитой комсомольской стройки века — Усть-Илимской ГЭС.

Эта дорога начала строиться в середине 70-х годов прошлого века, в лучших традициях ударных комсомольских сибирских строек на Ангаре. После завершения строительства грандиозной Братской ГЭС, а затем чуть менее мощной Усть-Илимской ГЭС, следующей на очереди была Богучанская.

Сначала, предстояло построить к новому створу и будущему городу строителей новую дорогу. Проблема была в том, что эта местность очень заболочена, с большим количеством рек и ручьев, а все остальное место занимала непролазная тайга с комарами и прочими прелестями. «Только самолетом можно долететь» — как раз тот самый случай. Дорогу все же построили, как и город Кодинск, так и превратившуюся было в долгострой Богучанскую ГЭС. Сейчас же практически без надлежащего обслуживания за последние годы дорога превратилась в «направление» и настоящую полосу препятствий. И тем, кто хочет съездить из Братска в Кодинск или наоборот, нужно понимать, чем это может закончиться для них и для машины.

Любое крупное строительство начинается со строительства дороги к ней для доставки стройматериалов, оборудования и строителей. А также, параллельно, со строительства ЛЭП для обеспечения электроэнергией стройки и города строителей. Первые строители и монтажники прибыли сквозь тайгу еще в середине 70-х. Тогда же наметили направление будущей дороги. И уже через несколько лет по добротной дороге поехали первые грузовики. Дорога получилась как сборная солянка. Часть была заасфальтирована, часть выложена плитами, теми же, что выложен и верхний бьеф Братской ГЭС и так называемая «запасная взлетно-посадочная полоса» рядом с Братском. Ну, а оставшиеся участки представляли из себя обычный грейдер. Стройка ГЭС была уже в самом разгаре, и доделывать дорогу не было большой возможности.

Примерно с такими лозунгами ехали первые машины по еще недостроенной дороге сквозь тайгу и болота.

Первое время за дорогой, конечно, следили, подсыпали и выравнивали в болотистых местах, меняли разбитые плиты. Так как техника и грузы были очень тяжелые. Например, общий вес полуприцепа с цементовозной бочкой мог быть 35-40 тонн, а металлопроката и того больше. Представляете, сколько рейсов и сколько машин по такой болотистой местности? И что стало, в конечном счете, с дорогой.

Дорога в наше время

Итак, поехали! Погода отличная, все краски осени ждут нас впереди, и разбитая дорога уже не так удручает. Хотя местами ее в этом году начали делать. Как обычно, сначала 25 километров или 15 минут Америки — ровной дороги на четыре полосы. Которая после аэропорта становится обычной дорогой всего на пару полос. Эти 70 километров обычно проезжаешь тоже быстро. Но здесь любят устраивать свои засады представители ГИБДД, пользуясь густой растительностью в скоростных поворотах. Как ни старался, но пару раз за эти годы я таки попался с минимальным превышением. 

Усть-Илимская трасса. Район р. Вихоревка. Эта часть трассы в целом неплохая. Пока можно ехать быстро.

Но нужно быть внимательным на закрытых поворотах, лес местами очень густой, и вплотную к трассе. Также местами в низинах устраивают свои засады уже «лежачие полицейские».

Мост. Речка Тада, превратившаяся в часть Усть-Илимского водохранилища.

Первая и самая приятная часть дороги пройдена. Далее поворот налево от так называемого нулевого километра. Как всегда, поворачиваю один я, а все остальные несутся прямо, дальше в Усть-Илимск. Цивилизация закончилась, дальше та сама почти заброшенная дорога к когда-то «стройке века». Начинается самое интересное...

А это уже первые километры после поворота с нулевого километра в сторону Кодинска. Первые серьезные ямы и кочки из старого асфальта. Зато заботливо нанесли разметку. 

Помимо огромных ям и кочек, сразу бросается в глаза и то, как обочина (вернее уже её отсутствие) плавно перетекает в лес. И так почти на всем протяжении дороги. Кажется, еще немного и природа возьмет свое, и выйдет на асфальт.

Нужно набраться терпения, их на пути еще будет очень, очень много, и это еще только цветочки….

Недавно этот участок трассы от нулевого километра до границы с краем, разделили между районами, вернее, обозначили знаками с табличками. Так вот, Усть-Илимский участок оказался посередине, и его-то как раз и делают. Причем сначала едут и везут технику и материалы по более разбитому братскому участку. Логики в этом, с точки зрения простого автомобилиста, нет абсолютно, зато средства осваиваются строго в своем районе. Но хоть и на этом спасибо, дорога и правда стала чуть лучше, чем несколько лет назад.

Прямо как в сказке — чем дальше, тем страшнее!

Очень скверный участок в районе 20-25-ых километров. И жуткий высохший лес на дальнем плане. Прямо как в сказке — чем дальше, тем страшнее...
29-ый км. Мост через речку Конская голова. Перед ним и за ним несколько км еще приличной бетонки.

Движение здесь очень небольшое, так что можно спокойно остановиться прямо на дороге и размяться.

32-км. Мост через реку Кова, по которой раньше активно сплавлялись в сторону Ангары.
Но сейчас экстремалов не наблюдается, зато стали активнее рыбачить. А еще песчаные берега Ковы местами сойдут и за пляж!) 
Далее идет 5-километровый участок гравийки, который только в этом году привели в божеский вид.

Раньше по этому участку, в 5 километров, плелись со скоростью 10-20 км/час. Такие огромные были камни или колея. Поездка напоминала экскурсию по дикому заповеднику. Вот дорогу перебежал заяц, вон там с краю дороги сидит куропатка, а вон в небе уже приметил кого-то коршун, а вот из болота кто-то выполз на дорогу... Все это успевали подробно рассмотреть. А с этого года этот небольшой участок наконец-то отсыпали и выровняли заново. Теперь уж не до дикой природы. Лишь в самом конце не успели разровнять метров 200 перед следующей речкой.

Эта речка с веселым названием Бумбейка. Кстати, дальше еще будет не один повод улыбнуться при прочтении названий рек и ручьев.
Все равно на трассе кроме нас почти никого, а если кто и едет, то очень медленно перед мостами. 
Спустились вниз к речке, а там всего-то маленький ручеек сквозь лес.
64-ый км. Мост через реку Камиша. Перед ним участок тоже сильно разбит.
А сама речка давно превратилась в болото… которое и разрушает дорогу к тому же.
70-ый км. Речка или ручей Крутой. Сразу за ним большая площадка для грузовиков. Есть и грузовая эстакада с широкой колеей.
Между речками Крутой и Джероник вот такая, иногда разбитая до арматуры бетонка. Между плитами вовсю пробивается растительность! 

Внимательно нужно смотреть на эти плиты, иначе можно налететь колесом или даже бампером на торчащую арматуру. Сложности добавляют и деревья. Вплотную к дороге, иногда не видно — тень это, или яма.

Джероник. По табличкам кто-то постоянно ехал и пристреливался.

На самом этом мосту уже не осталось живого места от плит, а дальше снова идет разбитая гравийка. 

Но для Аутбэка в моем кузове да еще и на новой резине более-менее ровная гравийка — не помеха. А даже иногда в удовольствие. Раллийные гены, приспособленность к любым условиям, как и прирожденная универсальность у этой машины еще есть. 

89-ый км. Мост через речку Шикликан тоже представляет собой печальное зрелище. Дорога перед ним и за ним сильно разбита.
Приходится скрестить вот так, аккуратно перекатываясь с плиты на плиту. Иногда даже плиты под весом машины немного опускались, словно качели.
И так почти до самой реки Халанда. 106-ой км. 

Подъезды к этому мосту несколько лет назад практически размыло после зимы, потом всем миром заново засыпали эти дыры.  Сейчас они по-прежнему могут появиться в любой момент. 

Просвета машины в 200 мм в принципе хватает для этой дороги в сухую погоду. Уже не так скучно, как по федералке, но и не так экстремально, как в распутицу здесь же.

Халанда тоже превращается постепенно в болото, отсюда и постоянные проблемы с дорогой возле нее. Наверное, все это следствие того, что весь нормальный лес вокруг давно вырубили. А также присутствие рядом сразу трех водохранилищ самых крупных ГЭС…

Вдоль дороги оставили зеленый коридор из леса, по сути лишь для виду. Зато этот вид осенью, и правда, хорош!
122-ой км. Середина пути самого плохого участка от нулевого км до Кодинска. Остановка у речки Джижива на пикник. 

Здесь же единственная на всем протяжении пути точка, где можно перекусить и отдохнуть зимой в тепле. 

Река Джижива. Мост тоже не может сопротивляться природе. 
Дальше снова зеленый коридор с более менее хорошим бетонным полом….
Серьезно сбросить скорость придется возле реки Тазея, которая извиваясь, дважды пересекает дорогу. И здесь тоже были снайперы…
По этой речке тоже ни на чем не проплыть, сплошной бурелом.
Между двумя мостами через Тазею — зеленый коридор, теперь еще и скозырьком из изогнутых ветром и снегом деревьев.
Но глядеть нужно только перед собой, иначе можно залететь вот в такую ловушку. Мало не покажется!
И наконец, самый большой трамплин трассы – второй мост через Тазею. 139-ый км.

Фото никак не отражает угол наклона въезда, он реально впечатляет. Зимой можно взлететь, а летом просто разбить весь перед. Однажды я так погнул здесь обе передние стойки и кое-как доковылял до дома. 

Хоть и большая часть не самой простой трассы уже пройдена, но это были только «цветочки»…
А вот отсюда начинаются «ягодки» :(
Дерево не выросло пока еще само по среди дороги, всего лишь указывает на большой провал в дороге…

Вот этот участок до границы Красноярского края, никто и никогда даже не пытался ремонтировать… Все лесхозы и деляны остались позади, хозяева которых сами хоть иногда ровняли дорогу. А других людей, кто должен следить за дорогой — как не было, так и нет. Вот так природа и берет верх над цивилизацией.

Более-менее ровный участок асфальта на этом участке 139-190 км только на мосту через р. Чудоба.
Здесь уже настоящая полоса препятствий из поваленных деревьев….
… и огромных ям, в которых может поместиться машина целиком.

Вождение здесь отличается особой «филигранностью». Хорошо, что еще не прошел сильный дождь, глинистая поверхность долго и прекрасно держит лужи любых размеров….

Здесь, даже снова появляется обочина, по которой лучше объезжать эту «дорогу».
И самый последний кусочек ровной дороги около моста через речку Торея. Табличка появилась недавно.

Сразу за мостом плиты начинают жить своей жизнью. Из выровненных и целых вдруг превращаются в волны их двух полос с приличной щелью разделительной полосы!!

Вдруг превращаются в волны их двух полос с приличной щелью разделительной полосы…
Один из редких случаев, когда меня кто-то догнал, и лихо прошел на этой трассе. Неудивительно, это же 200-ый Крузер, которому почти нипочем такие дороги. Сразу видно, что машина казенная.
Там, где прошел дождь, лужи в тени леса и на глине не высыхают долго. Превращая и без того очень сложный участок просто в жуткий.
И вот наконец 190-ый км. Граница Красноярского края. Сразу дорога стала как-то удивительно ровнее :). Можно снова немного притопить и попылить, как в ралли.

Далее дорога уже не представляет особой опасности. Словно пересек границу необитаемого и обитаемого мира. Вот уже поселок Имбинский, в котором, в крайнем случае, уже можно дозаправиться, правда не всегда. А 95-ый так и вовсе там никто не видел. Как и нормальной солярки. И еще можно и нужно непременно куда-то позвонить, чем нас всегда веселит старый дорожный знак с телефонной трубкой, которые уже почти нигде больше не висят. Ну а после села Ирба и вовсе пошла нормальная бетонка, периодически прерываясь на гравийку.

215-ый км. Мост через ручей Черемшанный.
Черемшанный тоже представляет собой скорее водоем с буреломом, чем реку или ручей. Но смотрится все равно интересно и необычно, особенно ранней осенью.
Ну а перед рекой Проспихино, уже начинается настоящее активное движение. Здесь, между трассой и Ангарой много дачных кооперативов. И рядом даже небольшой местный аэропорт.

А наша очередная поездка к родственникам завершилась успешно. На следующий день все ужасы дороги забываются уже с наступлением трудовых будней. Которые у нас проходят теперь на самой станции, а не стройплощадке.

А что касается этой дороги, то я очень надеюсь, что когда-нибудь ее все-таки приведут в приличный вид. Сделают ее более быстрой, безопасной и с развитым сервисом. Иначе северная альтернатива трассы М-53, связывающая Иркутскую область и Красноярский край, а также города с такими мощными ГЭС, так и останется лишь ужасным направлением. И настоящей полосой препятствий.

Далее уже и сам город Кодинск и еще за ним на Ангаре и новая Богучанская ГЭС.

Ну и собственно Богучанская ГЭС. Тот самый объект, без которого не было бы этой запоминающейся дороги, и не было бы этого рассказа.

Ну, а более подробно о том, как строилась станция, кстати, пятая по мощности в стране, какие люди ее строили, какие машины при этом использовались, и что с ними стало после строительства...

А также маршруты легких поездок и внедорожных вылазок по закоулкам и самым интересным и красивым местам в этих краях, я опишу как-нибудь в другой раз.

Ну а эту дорогу я рекомендую в качестве альтернативы федеральной трассы Иркутск-Красноярск. Но конечно только тем путешественникам у кого есть подходящая для этого машина, и желание увидеть страну вдали от исхоженных троп и маршрутов.

Рекомендуем также почитать

Комментарии