Лучшие горнолыжные места Сибири: Братск

Michael Vasyov
18 июн
На очереди снова Иркутская область и мой родной город Братск. Здесь сразу две полноценных горнолыжных базы: «Пихтовая» и «Орехов камень». Поэтому трудно было не увлечься этим видом спорта!

Продолжу я свой обзор лучших горнолыжных мест Сибири двумя братскими трассами, самыми родными и близкими мне. К тому же  горнолыжные сезоны я почти всегда с них и начинаю.

Две братских горнолыжки, расположенные по разные стороны от ГЭС и по разным берегам Ангары.

Первой к приему горнолыжников уже в середине декабря обычно готова трасса «Орехов камень». Комплекс расположен достаточно далеко от центрального Братска, на правом берегу, минуя Братскую ГЭС, все поселки, цивилизацию и дальше куда-то вглубь тайги...

Поэтому я туда так редко и езжу, ведь есть очень хорошая трасса и гораздо ближе к Братску, и там мне всегда есть, где остановиться у родителей. После всегда сложной дороги из Кодинска, не всегда хочется ехать еще дальше. Но, все же, эта трасса достойна того, чтобы хотя бы один-два раза за сезон там побывать.

Про дорогу, вернее полосу препятствий по названием Братск-Кодинск я уже рассказывал, как она выглядит летом. 

А зимой помимо всего, её может еще и просто завалить снегом. 

Выезжаем в Братск на рассвете рано утром. Направление как раз в сторону рассвета

Очень красиво смотрится лесная часть дороги Кодинск—Братск в это время года и в это время суток.

На дороге приличный свежевыпавший слой снега, который не успевают сразу чистить.

После проезда редких утренних лесовозов этот снег взлетает, и частично оседает на деревьях.

Вот такая она, зимняя дорога из Кодинска. В летний период она очень сильно разбита, и как я уже описывал здесь, превращается в настоящую полосу препятствий, но зимой совсем другое дело! Главное, чтобы было не слишком морозно, а снег к выходным успевали почистить. Тогда мне очень нравится ездить здесь на «Аутбэке», дорога в 350 км до центра Братска занимает обычно не больше трех с половиной — четырех часов.

Братску очень повезло с природой! Вот только природе не повезло с Братском... 

Долгая морозная зима, много снега, есть пригодные для катания склоны. Но Братску не повезло с тем, что мало кто хочет инвестировать в город где-то между БАМом и трассой М-53, среди тайги... Спасают только частные инициативы. Благодаря им, и есть относительно благоустроенная горнолыжка «Орехов камень». Или как ее любя зовут в народе — «Орех» или «Орешка».

Самая длинная трасса 3 800 метров, в перспективе больше.

Перепад высот 580 метров.

Высшая точка 580 метров.

Ехать сюда не близко: полчаса только от поселка Гидростроитель, а еще до этого из центра Братска — около часа. Но все поклонники этого местечка считают, что оно того стоит. В перспективе эти горы превратятся просто в сказку для лыжников и сноубордистов. А пока на вершину протянут всего один австрийский бугельный подъёмник, не очень быстрый, и везет долго. И трасса здесь довольно не сложная, но интересная.

По склонам регулярно проходит ратрак. На территории комплекса действует прокат снаряжения, есть камеры хранения, построено кафе, в котором можно полноценно пообедать и отдохнуть. По лесным дорожкам можно покататься на арендованном снегоходе. Есть и ледовый каток.

От стоянки до подъемника всего пара сотен метров, мимо пункта проката и оплаты за подъемы, затем и мимо зоны отдыха.
Длинный подъемник не доезжал до самого верха всего пару опор, снега наверху было пока недостаточно, чтобы прикрыть все камни.
Начало скоростного спуска по еще не очищенной трассе — настоящий пухлячок под ногами!
На протяжении всего спуска открывается великолепный зимний пейзаж.
Хорошо, что у нас были с собой и широкие лыжи для внетрассового катания.
После своих карвинговых лыж, несколько спусков лихо проехал на этих широких!
И благополучно зарылся в одном из сугробов с непривычки, к таким лыжам нужно привыкнуть.
Выход на финишную прямую вдоль подъемника.

Первый и долгожданный день катания нового сезона закончился быстро, ведь в декабре темнеет еще очень рано. Приятно болят мышцы с непривычки от нагрузок, но все довольны. Кататься нам всегда в удовольствие, на самых разных трассах! Орех мне очень понравился, я открыл для себя его заново, ведь катался я тут еще до эпопеи с Кодинском и Богучанской ГЭС! Такое место недалеко в районе родного города для открытия сезона — просто здорово! Ну, и пусть до него долго добираться, а трасс немного, зато много снега уже в декабре. Отличная разминка перед началом долгого насыщенного сезона...

Есть в Братске и другая горнолыжка, куда я сразу направился при следующей поездке на родину. 

Склоны горы Пихтовой уже соответствуют мировым спортивным стандартам. Кататься здесь, а не на «орешке» предпочитают любители красивой тайги и крутых виражей. Ещё одно неоспоримое преимущество Пихтовой — близость к городу. Пятнадцать-двадцать минут езды — и ты на свежем воздухе, а задымленный город внизу и как на ладони.

На горе Пихтовой находится три трассы: Слалом-гигант, Специальный слалом, Лесная трасса. Есть ратрак. Работает система искусственного снегообразования. Есть освещение трассы. Подъемник бугельный.

Слалом-гигант: Главная, трасса на горе Пихтовая, сражу же за склоном для обучения и трамплинами до сноуборда.

Перепад высот на трассе: 250 метров.

Протяженность трассы: 1 километр.

Специальный Слалом. «Черная» трасса, и этим все сказано! Без подготовки лучше не соваться даже.

Перепад высот на трассе: 178 метров.

Протяженность трассы: 504 метра.

Лесная трасса. Очень красивая, длинная, не сильно широкая трасса чтобы не портить впечатление от леса и обрыва в море. В начале трассы есть даже half-pipe.

Перепад высот на трассе: 250 метров.

Протяженность трассы: 1200 метров.

Как сейчас помню, себя ученика 5 класса, когда мой дядя привел меня сразу после моего дня рождения в феврале на эту гору. И предложил на выбор два вида спорта: санный и горнолыжные дисциплины. Тогда он был руководителем ДЮСШ, знал всех тренеров, и плохого бы точно не посоветовал. 

Так я выбрал горные лыжи. Мне повезло оказаться в группе у одного из лучших тренеров Бурвана Александра Анатольевича, который и обучил меня всем азам скоростного спуска. Сначала на учебном склоне, потом на «Гиганте». Помню, как первый раз увидел этот самый «Гигант», который сейчас пролетаю в стойке меньше, чем за минуту. Но тогда было реально страшно, весь спуск я проехал тормозя пятой точкой:). Потом я понял, что трасса Гиганта это просто семечки по сравнению с трассой для специального слалома... 

Она всегда была в стороне, почти всегда закрытой и тренировались там только самые подготовленные, и я бы сказал, обезбашенные лыжники. Тогда еще термин «черная трасса» мало кто употреблял, но это как раз тот самый случай... Помимо очень большого уклона, в середине трассы был еще и трамплин! Это реально полные штаны адреналина, главное преодолеть свой страх! Но и этот склон я научился проезжать. Трамплин, правда, так и оставался долгое время для меня чем-то страшным.

Уже спустя многие годы, когда я уже занимался горными лыжами уже только в свое удовольствие, в студенческие годы, решился с него спрыгнуть. И помог мне в этом тот самый Алексей, мой приятель, с которым мы и познакомились в те годы, там же на склонах Пихтовой. Нас просто двоих вместе оттуда выгнали за «плохое поведение». Правда, потом простили, конечно же. Нам, видите ли, как-то стало скучно уже на обычных склонах, и мы решили спуститься по узкой дороге между опорами подъемника. Работающего. На старых, не карвинговых, а классических лыжах... Самое интересное, что мы знали, что это опасно для нас, и еще больше для поднимающихся, но кто в молодые годы не любил полихачить и нарушить какие-либо запреты...

Поднимаясь на эту горнолыжку, можно остановиться, и посмотреть на знаменитую Братскую санную трассу!

Итак, трасса расположена на горе Пихтовая на берегу Братского водохранилища. Всего в нескольких километрах от 26-го микрорайона Братска, по живописной лесной дороге, мимо знаменитого «Северного Артека», и между старыми пионерскими лагерями и базами.

Здесь все буквально пропитано спортом. Лично мне эти места очень дороги, как родные практически... Недалеко в лесу проложены лыжные и биатлонные трассы Северного Артека, по которым я в детстве любил бегать и на обычных лыжах, еще до эры увлечения горными. Но главная изюминка этих мест, это конечно же, легендарная санная трасса... Когда ее построили (с участием инженеров-строителей Братской ГЭС), аналогов в Советском союзе еще долго не было.

Потом ее прославили и наши местные спортсмены. Из последних, конечно же, Александр Зубков, начинавший заниматься санным спортом именно здесь. А в прошлом году был знаменосцем нашей сборной, и взял наконец-то два золота на Олимпиаде в Сочи в бобслее! Наверное, я так никогда в жизни еще не радовался за наших российских спортсменов, как в тот момент!

Можно не просто посмотреть на трассу, а даже понаблюдать за тренировками юных Александров Зубковых и Альбертов Демченко…

Так вот, если выбрать дорогу на горнолыжную трассу на самый верх, то кроме отличных видов на город, на море, и даже на Братскую ГЭС вдалеке, можно рассмотреть почти всю санную трассу, ее верхнюю и большую часть. Я думаю, это сооружение, гордость всего спортивного Братска!

Вот по бетонному жёлобу проносится один из юных спортсменов! Удачи тебе, парнишка!

Когда-то после тренировок по горным лыжам, мы с пацанами спускались сюда, и катались на свой страх и риск на обычных картонках…. Вот это был экстрим! Непередаваемые ощущения! Если уж обычная картонка так разгонялась, и в виражах тебя прижимало к стенке, то я представляю, как лихо тут едут специальные сани спортсменов… Разрешалось это только спортсменам, и только с нижних стартовых площадок. Находились экстремалы, кто катался с самого верха… А всех остальных сторожа и тренеры, конечно, не пускали даже на территорию.

Участок трассы натурбана.

Кроме санно-бобслейно трассы, здесь есть спуск для соревнований по натурбану. Естественное покрытие с плавными поворотами — конечно более безопасно, чем узкий бетонный жёлоб с отвесными виражами…. Здесь мы тоже катались тогда с удовольствием :)

Постепенно поднимаемся наверх, вираж за виражом, повторяя схему санной трассы.
Всем саночникам приходилось тащить сани на себе вверх по этой дорожке вдоль жёлоба, Дорога достаточно крутая и изначально была и сделана как раз для этих целей, и для подъема наверх обслуживающего персонала санной трассы. Уже намного позже дорогу расширили и для подъема на горнолыжную трассу.

Сейчас дорогу во время тренировок подсыпают, так чтобы сюда можно залезть обычному автобусу со спортсменами и обычным легковушкам. Но если вовремя не подсыпать, крутой подъем сразу становится очень проблематичным в гололед. Вот поэтому внизу горнолыжной трассы предусмотрена и другая парковка, к которой едут по дороге вдоль моря. Она намного длиннее, чем эта, но зато и проблем с подъемом нет.

Верхняя парковка горнолыжной трассы Пихтовая!

Это еще не самая верхняя точка, куда можно залезть, Можно проехать еще выше, если у вас полный привод, и припарковаться с видом на трассу спуска. Но пока я поднимаюсь на самую верхнюю стартовую площадку санной трассы.

И вот такой вид с нее. И самая длинная дистанция для соревнований.
По этой лестнице поднимаются на самый верхний старт для самого длинного спуска спортсмены с санями

Надеюсь, вам понравилась небольшая экскурсия в прошлое этой горнолыжной и знаменитой санной трассы, в одном месте! Дальше поднимаюсь на самый верх, и вперед на лыжи!

Схема трасс горнолыжного комплекса «Гора Пихтовая». Трассы на любой вкус и цвет (буквально)
Вид на центральный Братск возле противовеса крайней опоры подъемника.


Вид на начало спуска возле подъемника, внизу трассы сразу начинается Братское водохранилище.
А на какой еще горнолыжке, можно припарковать машину на самом верху?


Цепляем лыжи, и начинаем кататься!
Окончание учебной трассы, и тут же начало спуска по трассе Гиганта.
Есть срезки и на более пологую длинную лесную трассу.
А вот и сама трасса Гигантского слалома с выкатом прямо на лед моря, что делает ее еще длинее при желании! Трасса просто в идеале!
И почти никого народу, фантастика!
А трассе для слалома специального не скажешь что она в идеале, да и желающих кататься там пока нет, кроме… одного отчаянного велосипедиста !:)
Сворачиваем на лесную трассу. На самом деле тут их две. Но левая пока еще не готова.
Зато правая в полном порядке, идет по самой кромке межу лесом и обрывом.

Именно с этой трассы лучше всего видны главные достопримечательности Братска. Верхний бьеф Братской ГЭС (вдалеке прямо) и музей под открытым небом «Ангарская деревня» (слева на берегу).

Трасса хоть и считается лесной, но достаточно широкая и ухоженная. И намного длиннее, чем трасса Гиганта.

Окончание спуска лесной трассы.

Но в конце лесной трассы лучше сильно не разгонятся, скорость уже приличная, и нужно не промахнуться в узкий и резкий поворот направо, к подъемнику. Иначе, можно вылететь прямо на лёд братского моря, к лункам зимних рыбаков :).

Здесь же пока не готова вторая лесная трасса, паркуются машины лыжников, кто не захотел или не смог лезть наверх.

Что сказать? Эта трасса мне всегда как родная, всегда очень рад сюда приезжать покататься, встретить знакомых горнолыжников. Она действительно того стоит. Очень красивая природа, все достопримечательности рядом, трассы спуска на любой вкус. Поэтому я с удовольствием включаю её в список самых интересных горнолыжных мест Сибири! И очень советую посетить ее всем горнолыжникам и сноубордистам.

Спускаемся обратно вниз так же вдоль санной трассы и домой.

Рекомендуем также почитать

Комментарии