Weekend в Шанхае — самом большом мегаполисе планеты. Пятница.

Michael Vasyov
4 мая
В 2013-м году сбылась моя мечта побывать на одном из Гран При Формулы-1. И местом поездки я выбрал город Шанхай, не просто город, а самый большой мегаполис планеты Земля! Это фантастика!
Быстрый китайский weekend: отчет о поездке в Шанхай на Гран-при Формулы-1. Пятница.

Пять лет назад сбылась наконец-то моя мечта тоже побывать на одном из Гран При Формулы-1! С чем я себя и поздравляю, и хочу разделить эту радость с другими, и рассказать, как это было!

Первый раз я посмотрел трансляцию Ф-1 из Японии в 1998 году. Это была решающая гонка того сезона. Михаэль Шумахер против Мики Хаккинена! Scuderia Ferrari против West McLaren Mercedes!!! Два гонщика легенды, две команды легенды... драматичный финал для красного барона и первый чемпионский титул финна.... А еще грамотные и интересные комментарии Алексей Попова сделали свое дело... Межсезонье 1998-1999 прошло мучительно долго, так как я очень ждал потом каждой новой гонки. Мысли о том, чтобы самому посетить гонку, пока даже не возникало. Откуда такие возможности у бедного студента:).

Реально думать над поездкой на Гран-При я стал только когда устроился на работу. Очень хотелось каждый год ездить на 1-2 гонки в разные страны, как это делают большинство болельщиков в мире... Но, как вы понимаете, Ф-1 это не единственная и не самая большая ценность в жизни:). Поэтому, как только появилась возможность, с согласия любимой супруги я стал выбирать себе подарок на 30-летний юбилей! Уже определился с местом, хотелось сразу побывать на одной из четырех трасс «Большого шлема», а именно в Монце..., но чем дальше изучал вопрос, тем больше понимал, что эта идея влетит в копеечку. В Европе все очень дорого, особенно там, особенно в дни Гран-При. Особенно билеты на трибуны стоят бешеные деньги. Поэтому, чтобы не пропадал уже намеченный отпуск, поехали кататься на машине на о. Крит, а там в одном из баров на побережье, на большом экране я посмотрел-таки это Гран При Италии:).

Но, понятное дело, что это не совсем то, что мне хотелось. И я непременно решил, что 2013-й точно будет годом осуществления мечты. Осталось выбрать куда поехать. Осталось выбрать куда поехать. Варианты — только Азия, из-за своей близости и относительной доступности.

Первый в списке — ГП Малайзии в Куала-Лумпуре. Билеты недорогие, красивейший город Куала-Лумпур, но лететь далековато и там в это время года невыносимая жара и духота...

Второй — популярный у россиян ГП Китая. Близко. Одни из самых недорогих билетов, супер мегаполис Шанхай, интересная китайская культура и Хай-Тэк в одном флаконе...

Третий и четвертый: ГП Кореи и ГП Японии, билеты уже существенно дороже, а сам гонка проходит довольно далеко от крупных городов. Кроме того, в одной стране может постоянно начать войну северный сосед, а в другой — начаться землетрясения, цунами и фукусимы:). Шучу. Для настоящего фаната Ф-1 — это мелочи:).

Пятый — это новинка в календаре ГП Индии. Очень дешевые билеты, близко. Но престиж гонки еще никакой, страна большей частью нищая, хоть и стремительно развивается. Ну и пусть пока развивается, время еще есть.:)

Еще есть Ближний Восток, Бахрейн и Эмираты. Первый — наверное самый непопулярный ГП в календаре, а второй, напротив, чересчур пафосный. Хотя и один из самых эффектных.

А пока же выбор очевиден — на сегодняшний день лучший для начала — это Шанхай! :)

Третий терминал аэропорта
Отдельного внимания заслуживает третий терминал Международного пекинского аэропорта, ведь это сооружение признано самым огромным, аналогов нет ни в одной другой стране мира. Его площадь составляет 1,3 миллиона метров квадратных. Построили данный гигант в честь проведения XXIX Олимпийских игр в Пекине, но его активным развитием в настоящее время занимаются специалисты и планируют к 2020 году повысить в нем пассажиропоток до пятидесяти миллионов человек за год. Автором проекта является Норман Фостер, на проектирование и строительство ушло около четырех лет. Всего здесь пять наземных и два подземных этажа, включающих парковку. Внешний вид данной конструкции выполнен в красивом сочетании красного цвета и золота, что вполне соответствует китайским традициям, причем красный цвет — символ удачи. Его отличает яркая и удобная планировка, а по форме, изгиб перекрытий делает его напоминающим тело дракона. Внутри этого терминала аэропорта обустроены субтерминалы: один — для международных рейсов и два — для внутренних рейсов. Притом что здание отличается вместительностью, его периметр — максимально уменьшен благодаря размещению по одной оси всех трех субтерминалов, а также размещению в два яруса залов для прилетов (верхний) и вылетов (нижний). Конструктивные особенности крыши состоят во множественном количестве окон, что обеспечивает большой поток дневного света. Все окна, встроенные в перекрытия, своим положением рассчитаны на поступление максимального количества солнечного света утром, не допуская перегрева сооружения днем. Интересно, что навесные стены здесь тоже стеклянные.

Попасть из Красноярска в Шанхай нельзя, пришлось лететь с пересадкой в Пекине, а оттуда на поезде до Шанхая.

Южный Пекинский Вокзал (北京南站)
Этот вокзал, как не сложно догадаться из названия, расположен на юге столицы. Раньше это была небольшая станция, которая располагалась по адресу: No.12, Yongdingmenwai Dajie. Ее история началась в далеком 1897-ом году еще во время правления династии Цин. В те времена она называлась Yongdingmen Railway Station (永定门火车站). Сюда прибывали и отправлялись медленные поезда. Десятого мая 2006-го года эта станция была закрыта на реконструкцию. Затем Правительством Китая она была объявлена самым большим железнодорожным вокзалом в Азии. Этот вокзал даже крупнее, Западного Пекинского Вокзала. Его реконструкция была окончена летом 2008-го года. Вокзал находится на границе районов: Гунвэнь, Сюаньу и Фэнтай. Дизайн вокзала, который имеет овальную форму, разрабатывала Гонконгская архитектурная фирма Terry Farrell and Partners совместно с институтом Tianjin Design Institute. На возведение станции потребовалось около шестидесяти тысяч тонн стали, а также 490 тысяч кубометров бетона. В этом строительстве принимали участие четыре тысячи рабочих в течении трех лет. На крыше вокзала установлено более трех тысяч солнечных панелей, предназначенных вырабатывать электричество. Вокзал включает в себя пять этажей, два из которых подземные. Они соединены с четвертой и четырнадцатой линиями метро. Это позволяет пассажирам без каких либо сложностей переходить из метро на вокзал. В данный момент вокзал способен принимать более трехсот поездов в день. Помимо этого, Южный Вокзал является терминалом для многих скоростных поездов, среди которых Beijing-Shanghai High-Speed Railway и Beijing-Tianjin Intercity Railway. На этих поездах можно доехать за пол часа до Тяньцзиня и за пять часов до Шанхая.
На Пекинском вокзале нахожу указанный в билете нужный мне вход в этой великолепной огромной многоуровневой станции и жду посадки на скоростной поезд CRH, уже второго поколения. В Китае уже почти не осталось обычных поездов, все больше рельсы захватывают современные скоростные. Я все больше убеждаюсь, что нам до Китая — как до Луны…


Обычный вагон необычного (по нашим меркам) поезда, а есть еще бизнес-класс. Мое место у окна:)

Ощущения от поездки интересные. Моментальное ускорение, средняя скорость — 300 км/час вообще не ощущается, не слышно традиционных «стуков колес», никаких вибраций и т. п. Поезд летит, словно стрела по воздуху. Торможение тоже плавное, это же простой накат. Тормоза используются только для точной остановки у платформы. В окошке только мелькают поля и поля... Иногда встречаются крупные города, у всех характерная точечная застройка, а сами дома вплотную к путям. Китай — страна большая, но народу очень много, поэтому место они делят рационально. То, что состав летит со скоростью за 300 км/час — понимаешь, только взглянув на информационное табло или когда навстречу пронесется за доли секунд, аналогичный состав.

Поезда первого поколения не такие быстрые и красивые. Этого мы нагнали по параллельному пути и обогнали. Почти минуту я мог наблюдать это в деле.

Наш же — самое последнее слово в китайском и мировом «поездостроении». Расстояние в 1 236 км он пролетел меньше, чем за пять с половиной часов, и это с несколькими остановками! На обеих станциях идеальная чистота, плитка блестит, нигде не соринки, — невероятно!

Shanghai Railway Station
Железнодорожных вокзалов в Шанхае четыре: Shanghai Railway station (上海站), станция метро на пересечении Line 1, 3, 4. Находится в округе Чжабей, к северу от центра города. Обслуживает этот вокзал в основном северное и западное направления. Отсюда отправляются регулярные поезда на Пекин, а также экспрессы в Тайюань (太原, Taiyuan) и Сиань (西安, Xi’an). Большинство поездов дальнего следования (не высокоскоростных) в провинции Цзянсу (江苏, Jiangsu) и Аньхой (安徽, Anhui) отправляются именно отсюда. К тому же, этот вокзал является промежуточной остановкой для большинства поездов, проходящих через всю страну, с севера на юг. Местные жители называют эту станцию «Новой Железнодорожной станцией», взамен Северной станции, «Старой», соответственно, которая раньше располагалась на этом месте и была закрыта в декабре 1987 года. Shanghai South Railway station (上海南站) одноименная станция метро Line 1 или Line 3. Соединяет Шанхай с городами провинции Чжецзян (浙江, Zhejiang) (включая Ханчжоу, Шаосин (绍兴, Shaoxing), Нинбо, Цзиньхуа (金华, Jinhua) и Веньчжоу (温州, Wenzhou) и южными регионами, включая маршрут между Шанхаем и Гонконгом.

Время поджимает, уже начались первые свободные заезды в пятницу, поэтому ставлю отвисшую челюсть на место и иду к выходу, где меня должен встречать уже шанхайский гид. Его задача — доставить до отеля и убедиться в том, что все в порядке удалиться. Билет на обратную дорогу должен привезти другой гид уже в день выселения. Станция от отеля по шанхайским меркам недалеко, минут 20 на авто. На этот раз какой-то минивэн непонятной китайской марки. По дороге гид разговорился и решил проявить инициативу и проводить меня до станции метро и показать, как пользоваться его услугами.

Мои гиды в Шанхае 
Едем по Шанхаю!!

Гид показал, как купить проезд, оставил свой номер телефона и откланялся. Дальше все мои трансферы были уже самостоятельными. И это оказалось совсем несложным, но были свои тонкости. Например 11 ветка в сторону автодрома в конце пути раздваивается и понять, куда она дальше пойдет, на автодром или в другую сторону, сразу не получилось. С толку сбили финн с японкой (любовь, она такая....)), уверенно не выходившие из метро, хотя явно следовавшие на Гран-При. Оказывается, нужно внимательно слушать и смотреть на табло, а еще лучше на местных с формульной атрибутикой — точно не ошибешься. Но в пятницу в этот время народу было мало. Вторая часть свободных заездов уже началась как только мы развернулись и с моими новыми друзьями прибыли на нужную станцию Shanghai Circuit! :).

Shanghai international circuit
Nei Huan Xi Lu, Jia Ding Qu, Shanghai, Китай, 201814 Международный автодром Шанхая — знаменитая трасса Формулы-1, а также место проведения Гран-при Китая. Трасса «Шанхай» располагается на северо-западе города Шанхай в районе Ядинг. Схема трассы была разработана конструкторским бюро немецкого дизайнера Германа Тильке и по своей форме напоминает китайский иероглиф «Шанг», что означает «высоко», «над», «всходить» — первый знак в названии города Шанхай. Строительство автодрома длилось полтора года силами 3000 инженеров, работающих круглосуточно. Для постройки «Шанхая» потребовалось осушить болото, влив в него порядка 400 тонн полиэстера. По некоторым данным, общая стоимость комплекса составила 450 миллионов долларов. Финансирование производилось за счет государства совместно с Shanghai Juss Corporation, Shanghai National Property Management Co Ltd и Shanghai Jia`an Investment and Development Co Ltd. Открытие автодрома «Шанхай» в 2004 году с одной стороны исполнило мечту Берни Экклстоуна и Макса Мосли, с другой стороны — китайского народа, желающего на протяжении 9 лет попасть в Формулу 1. Первое гран-при Китая Формулы 1 прошло 26 сентября 2004 года, гонка оказалась зрелищной. В 2007 году бывший управляющий трассы Yu Zhifei был осужден за коррупцию и хищения, в результате разразившегося скандала были уволены несколько высокопоставленных должностных лиц Коммунистической партии Китая.

Как только открылись двери метро.... О! Этот невероятный звук двигателей, его прекрасно слышно уже здесь! И чем ближе к автодрому, чем больше. А уж на полупустой в пятницу трибуне Grand Stand так и вовсе можно оглохнуть! Но сначала предстояло миновать ряды китайцев, предлагающих «жизненно важный пакет»: поролоновые беруши, бинокли, программки Гран При и пиво:). А вот перекупов или просто продавцов билетов замечено не было, так бы можно было купить билет дешевле, чем в кассе. В кассе я купил билет на давно выбранную трибуну B1.

Так как по опыту просмотра предыдущих девяти Гран При Китая по ТВ, больше всего обгонов происходит именно в конце стартовой прямой и в конце последней прямой у трибун H и K. Последние — подороже, так там есть крыша и индивидуальные пластиковые сиденья без спинок. Но обзор гораздо хуже, не видно ни старта, ни финиша. Зато цена выше. А так как погода обещала быть прекрасной, и сидеть на трибунах, когда все вокруг в день гонки стоят.... В общем, B1 и точка! Цена божеская, всего 1 080 юаней на весь уикэнд. А сегодня можно посидеть вообще на любой трибуне, поэтому мы с финнами и направляемся наверх, вот сюда!

Ура! Наконец-то я здесь, среди фанатов! Вижу все это! И слышу и глохну от рева моторов даже одиночно несущейся машины! А когда одновременно на трассе несколько и тут же в боксах заводят очередной движок.... А как работает коробка передач, каждое переключение сопровождается резким громким хлопком! Реально можно оглохнуть!) Но это прекрасно! Это именно то, что я хотел послушать:). Довольная улыбка до самого вечера не слезала с меня:). А это же всего лишь пятница... Завтра и, конечно, послезавтра будет самое интересное. Главное блюдо еще только готовится:).

Финн и японка, его жена, купили самые дорогие билеты, с допуском в паддок. Чего они в Европе позволить себе не могут, там такое удовольствие стоит сумасшедших денег. А В Китае вполне реальных. Поэтому они и посещают азиатские Гран-При чаще, чем европейские. Болеют, естественно, за Кими Райкконена, так что нам было о чем поговорить. Уровень владения английским у нас один:). А вот с англичанами общаться сложно, у них и акцент и словечки проскакивают не из словаря:), но в целом понятно, все говорят на языке Формулы-1! :)

На Трассе болид Lotus под управлением Чемпиона 2007 года финна Кими Райкконена. 

Пятничные заезды показали, что в отличной форме пилоты Феррари, но и остальные команды очень близко. Так что завтрашняя квалификация обещает быть интересной. Всем хочется увидеть все, что угодно, кроме дубля Red Bull Racing на финише. С командной тактикой или без... Хотя чемпионская команда в Китае тоже достаточно популярна.

Станция метро прямо возле главной трибуны! Здесь же и кассы и выставки машин и магазины с формульным и не только мерчем (китайского производства в основном).

После заездов спустились в низ к выставке автоспорта и товаров командной атрибутики. Я купил себе кепку McLaren MP4-28, а ребята кепки Lotus :) На этом попрощались С ними я больше не виделся, так как после практики они должны побывать на пит-лэйн, а я с субботы сидеть на своей трибуне.

Я же прогулялся по выставке спортивных машин в павильонах здесь же. Audi R8, крыло чайки Mercedes SLS, несколько прототипов,... какая прелесть! Но больше всего меня поразил «мой» McLaren МР4-12С! Суперкар (или шедевр на колесах), который могут позволить себе единицы в этом мире... Зато можно поддерживать команду:).

Пора на выход, изучать достопримечательности, времени то немного. Так как 11-ая ветка метро пересекается со второй, на которой находится все самое интересное в Шанхае, то, не теряя времени, направляюсь сразу в район Pudong на станцию Lujiazui. Это совсем рядом с главной фишкой Шанхая башней East Pearl. Полюбоваться со смотровых на вечерний город и было моей главной целью в Шанхае (естественно, после посещения Гран-При).

Было еще светло, поэтом немного прогулялся по этому изумительному району. Какие небоскребы! Какие дороги, оформление... Потрясающе! А еще красивый круглый пешеходный мост, с любой точки которого можно стоять и любоваться окрестностями, иногда задирая голову очень высоко. Народу не очень много.

А еще на моих глазах шел (слово «стройка» здесь неуместно) высокотехнологичный монтаж самого высокого небоскреба Азии! Выше только Бурж Халифа в Эмиратах. В настоящий момент. Но, думаю, китайцы рано или поздно ответят арабам еще более достойно.

Начало потихоньку темнеть — самое время отправиться на башню. Покупаю билеты с доступом на один самых высоких уровней 351 м (Space Capsule) за 220 юаней. Очередь небольшая, но кучкуется очень много организованных групп. Шаг влево, шаг вправо... К чему все это? Нужно идти куда хочу, когда хочу и с кем хочу! Информации и так много различной и без гидов в свободном доступе!

Телебашня Жемчужина Востока 
Телебашня Жемчужина Востока находится в Шанхае в новом районе Пудун в специальной зоне Луцзяцзуй. Предприятия в этой зоне получают от правительства огромные налоговые льготы, и не удивительно, что именно Луцзяцзуй стал финансовым центром Шанхая, и тут возник архитектурный комплекс из небоскребов. Жемчужина Востока стала первым высотным зданием зоны Луцзяцзуй. Строительство началось в 1991 году. В 1994-м с башни началось теле и радиовещание, а смотровые площадки приняли первых посетителей. Тогда в 1994-м Жемчужина Востока смотрелась грандиозно. Высотой 468 метров она возвышалась над всем районом Пудун. Сейчас рядом выросли другие небоскребы. Жемчужина Востока сильно отличается от других телебашен мира, к примеру, от Останкинской башни в Москве. Вещание ТВ и радио изначально не было главной задачей здания. Башня сразу задумывалась как грандиозный аттракцион для туристов и жителей Шанхая. Основой конструкции Жемчужины Востока являются три колонны диаметром 9 метров. Эти колонны также являются и частью фундамента здания. Вдоль колонн расположены сферы, всего их насчитывается 11. Самая большая сфера находится внизу на высоте 95 метров. Диаметр этой сферы составляет 50 метров. Она называется «Космический город». Вся телебашня Жемчужина Востока стилизована под тематику космоса. Вы это увидите в названиях, интерьере и униформе персонала. Мы еще будем обращать на это внимание. Это очень интересный момент, который стоит объяснить. Многие туристы, не очень глубоко знающие английский язык, не понимают перевода. Слово «восток» по-английски звучит как «east», а башня называется «Oriental Pearl Tower», и никаких слов «east» или «eastern» в названии нет.

Башня прекрасна снаружи, прекрасная внутри, поражает тихий скоростной лифт меньше чем за пол-минуты, доставивший несколько человек наверх. Девочка-гид в лифте в китайском наряде едва успела сказать что-то о башне на китайском и на английском.

С этой высоты прекрасно видно, насколько будущий гигант уже выше двух других небоскребов Цзиньмао (Jinmao Tower) и Международного Финансового центра («Открывашки»). После окончания строительства район будет выглядеть еще эффектнее, а ВВП Китая скорее всего еще увеличится... Совсем стемнело, и из выше расположенной эффектной космической капсулы открывается еще более эффектный вид! И везде это самая настоящая круговая панорама, так как идти можно по кругу на смотровых практически не отводя взгляд... да и как его отвести от такого... Мы окончательно отстали от Китая! Одно непонятно, почему они пока так неактивно осваивают космос. Но это дело времени.

Посещение башни не ограничено по времени, можно гулять на разных уровнях, в т. ч. и с прозрачным полом, но там в тот вечер было очень многолюдно. Метро закрывается в 22:30, поэтому в 9 часов я стал спускаться вниз и направился к метро, попутно прикупив пару сувениров из этого культового места.

Эмоций в первый день было через край! Наконец-то я среди зрителей Гран При, впереди еще все самое интересное! Шанхай — невероятный город, а китайцы молодцы!