Konstantin Parfenenok

В каждом виде транспорта есть cвои правила провоза багажа. Мы разобрались в истории появления багажных норм и решили рассказать об этом.

Честно говоря, в мире столько правил и ограничений провоза багажа, что мы частно даже не задумываемся, почему в самолет можно взять 23 килограмма, а в поезд 36 килограммов? Но всему этому есть обьяснение.

Самолет

Если вы рассматривали фотографии салонов первых самолетов, то у вас неизбежно возникал вопрос: а где они вообще вещи с собой носили?

Дело в том, что на заре авиации на самолетах летали только на короткие расстояния и большинству людей для часового перелета просто не нужно было много вещей.

Но отрасль росла, увеличивались расстояния полета, и появилась проблема: надо возить грузы. Так появилась «весовая» система, которую используют некоторые авиакомпании. Ее суть проста: у вас есть некое количество килограмм груза, которые вы можете сдать в багажник самолета бесплатно. Чаще всего это 20 или 30 килограммов, число предметов не ограничено, главное чтобы общий вес был не больше установленного.

Но была проблема: чем больше летало людей, тем больше предметов сдавалось в багаж. А чем больше предметов: тем медленее шла погрузка самолета. С этой проблемой очень скоро столкнулись в США и нашли решение. Ограничить количество багажа не только весом, но и числом. Так появилась «поштучная» система, или одно место не тяжелее 23 килограмм.

Откуда взялась цифра в 23 килограмма? Почему не 20, 25 или 33 килограммов? Все просто: разрешенная норма провоза одного места багажа для полетов как внутри США, так и для всех рейсов в США и из страны составляет 50 фунтов (стандарт, принятый властями США, а затем международной ассоциацией воздушного транспорта). Что в пересчете на килограммы составляет 22,67, то есть как раз 23 кг.

Но это багаж. А есть еще ограничения по ручной клади, которую можно взять с собой на борт самолета. Не перепутайте их!

Сегодня у разных авиакомпаний действуют разные нормы бесплатного провоза багажа. Уточняйте их перед покупкой билета.

Поезд

Путешествие по железной дороге век назад было не очень долгим. Лев Толстой довольно точно описал убранство поезда тех времен в своем произведении «Анна Каренина». И там было не то чтобы очень много багажа.

Действительно, изначально путешествие поездом не предполагало короткую поездку, для которой был нужен минимум вещей. А даже если и нужно что-то было взять с собой, то чаще всего это становилось головной болью прислуги.

Все несколько изменилось с появлением гранд-экспрессов — роскошных поездов, которые были в пути несколько дней, пересекая Европу (и эти поезда еще ходят, смотрите нашу подборку). Для большей части пассажиров для багажа предоставлялся отдельный вагон. Это было первым звонком – выяснилось, что не обязательно возить грузы поездом отдельно от пассажира.

Второй звонок случился между двумя мировыми войнами, когда поезд стал, по сути, самым надежным и доступным средством для большинства путешественников. Путешествие поездом стало демократичнее, и у пассажиров появилась потребность возить больше вещей.

Так и появились первые общедоступные нормы: сначала можно было брать с собой несколько вещей; потом, по мере того как количество пассажиров росло, появилась норма провоза багажа, основанная на учете веса.

Сегодня Российские железные дороги позволяют бесплатно провозить до 36 килограммов в плацкарте и купе и 50 килограммов в СВ. Плюс можно дополнительно сдать до трех мест багажа весом до 75 килограммов каждое, но за дополнительную плату.

Паром

Морские путешествия сразу предполагали большое количество багажа. Еще бы! Мало того, что само путешествие между Европой и Америкой, Африкой или Азией занимало несколько дней, так еще на другом континенте нужно было гораздо больше вещей, чем при поездке в соседний город.

Поэтому, например, в начале XX века пассажиры первых классов получали целый багажный отсек для своих нужд. Ведь чего они только не брали с собой: от полных собраний сочинений великих литераторов до гоночных автомобилей. А вот пассажирам эконом-классов такой роскоши не позволялось – они могли взять максимум пару чемоданов и ничего более.

Эта ситуация особо не изменилась сейчас, разве что регулярных многодневных морских путешествий сейчас не так много, как раньше. Но часть норм и правил до сих пор действует на современных паромах, куда вы все еще можете взять с собой бесплатно те самые два места багажа. И даже машину, если это автомобильный паром, но уже за отдельную плату. Если же паром является продолжением дороги (например, на остров Ольхон на Байкале), то платить за него не нужно вовсе.

Как видите, нормы провоза багажа на транспорте менялись вместе с количеством путешественником. Сегодня многие перевозчики и вовсе предлагают путешествовать без багажа. Интересно, что будет завтра?